1

Фондовые коллекции Русско-Полянского музея истории целины разнообразны и богаты. В хранилищах музея размещено немало любопытных предметов, имеющих необычные истории. Многие из них овеяны многочисленными легендами и хранят память о своих бывших владельцах, так как многие из экспонатов являются дарами. Каждый экспонат достоин внимания и по-своему интересен.

В своих статьях мы постараемся раскрыть смысл жизни экспоната, рассказать о его важности. Мы надеемся, что музейные предметы заживут новой жизнью и раскроют вам удивительные истории.


Подольский завод швейных машин возник в качестве российского филиала всемирно известной фирмы «SINGER». Латинское «S», читаемое как «З», до сих пор вызывает у многих стойкое убеждение, что речь идёт о немецком предприятии. Но это ошибка. Предприятие «I.M. Singer & Co» было основано американским изобретателем, актёром и предпринимателем Исааком (Айзеком) М. Зингером в кооперации с юристом из Нью-Йорка Эдвардом Кларком. Фирма зарегистрировала патент № 8294 12 августа 1851 года, описывающий устройство оригинальной швейной машинки. Небольшое производство открыли в городке Ла-Верна (штат Теннесси). К массовому производству швейных машин компаньоны приступили в 1863 году, открыв в городе Элизабет (штат Нью-Джерси) большую фабрику и предложив рынку доступное устройство для механизированного домашнего шитья. 

Швейные машинки именно такой формы начали выпускать и в Российской империи. Компания «Зингер» начала завозить свою продукцию в Россию ещё в 1860 году.   Однако готовые машинки облагались высокой пошлиной, да и доставка обходилась недёшево.   Поэтому в 1900 году начинается строительство завода в Подольске, так как через город проходила железная дорога, а поблизости была Москва. Выпуск первых швейных машин датируется 1902 годом. 

А вот смена классового строя в октябре того же года оказалась для «Зингер» фатальной.

После революции 1917 года предприятие было национализировано. Уже в 1918 году выпуск швейных машинок прекратили, решив, что Революции нужны иные товары первой необходимости: утюги, сковородки, чугунные казанки. Завершив экономические преобразования и стабилизировав рубль, советская власть вернулась к планам индустриализации. В 1924 году в Подольске снова начинают делать швейные машинки.

Из остатков деталей некоторое время выпускалась техника под маркой «Госшвеймашина». Продукцию с этим логотипом можно было приобрести с 1918 по 1931 год. В дальнейшем на базе предприятия был образован Подольский механический завод, с 1948 года он получил приставку «им. Калинина». Именно на нем стала выпускаться швейная машина ПМЗсчитающаяся полностью советской разработкой, но на базе все той же машинки Singer.

Традиционно считается, что вся техника завода имела более высокое качество в те времена, когда в ее комплектации использовались оригинальные детали «Зингер». То есть, если смотреть на годы выпуска — это 1902-1931 годы. Расшифровать время производства швейных машин ПМЗ можно по серийному номеру, если знать, как его читать, но единой базы данных не существует.

В 1932 году предприятие получило собственный литейный цех. На ПМЗ стали выпускать отлитые в СССР детали корпусов бытовых машинок и первой промышленной швейной техники. В годы Второй мировой войны предприятие перепрофилировали на изготовление корпусов боеприпасов.

Производство швейных машин на ПМЗ возобновилось уже в 1946 году — в июле с конвейера сошла партия в 100 единиц техники.  

Подольский механический завод выпускал швейные машинки не только для домашнего обихода. Большой заказ поступил от государства. Многие девочки освоили основы кройки и шитья на уроках труда и на практике в школьных производственных комбинатах именно на этой машинке.

Экспонат, представленный вашему вниманию, в музее появился в 2019 году. Машинка в рабочем состоянии, хозяйка бережно относилась к своему имуществу. Об этом можно судить и по сохранившемуся «Руководству к семейной швейной машине класса 1-а» 1952 года. Также вместе с машинкой музею достались нитки, подушечка для иголок, футляр и очки.

В руководстве подробно описаны все от общих правил, вынимания шпульного колпачка, намотки шпульки, разборки и сборки приспособления для регулировки натяжения нитки, а также описан порядок ухода за машинкой.   

 1

Радиола «Муромец» с 1957 года выпускалась на Муромском заводе радиоизмерительных приборов. Она была создана на базе радиолы «Байкал» Бердского радиозавода и по конструкции и электрической схеме совпадает с ней и представляет собой шестиламповый приёмник 2-го класса настольного типа, совмещённый в одном деревянном корпусе с универсальным двухскоростным электропроигрывателем. На панели расположены клавиши настройки диапазонов, шкала волн с подсветкой, регулировки частот, громкости. Верхняя часть панели обтянута светлой тканью, под которой находятся динамики.

Радиола производилась для увеличения числа наименований бытовой радиоаппаратуры в стране.

Потребляемая мощность при работе ЭПУ - 70 Вт. Габариты радиолы 340хх520х368 мм. Масса 19 кг.

Цена модели составляла 87 рублей 95 копеек.

foto

Среди экспонатов Русско-Полянского музея есть советская школьная форма для девочек, учащихся в начальных классах. Размер манекена соответствует размерам ребёнка 7 – 9 лет. На манекен надеты тёмно-коричневое платье длиной до колен и парадный белый фартук без карманов.

Первый кирпич в основание школьной формы на Руси был заложен в начале XIX века, в 1804 году.

Обязательную ученическую форму ввел Николай I «Положением о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года. Правда, касалось оно учащихся мужского пола. 

Юницам повсеместную школьную форму даровали аж на 60 лет позже, в 1896 году. До этого форменная одежда имелась у воспитанниц Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге. 

Грянула революция 1917 года, и декрет «О единой трудовой школе» отменил деление на гимназии и училища, а также ученическую форму, заклеймив ее символом высшего сословия и пережитком буржуазного прошлого. В 1948 году ввели обязательное ношение форменной одежды.  Девочек обрядили все в те же коричневые платья с фартуками, но только существенно короче, не до пят и щиколоток. Это только на первый взгляд кажется, что все тогда были одинаковыми. Женская индивидуальность, вкус и достаток родителей проявлялись в мелочах. Воротничок мог быть типовым, дешевым, а мог — импортным, сногсшибательным, с ажурным узором.

А мальчики нарядились в полувоенный стиль — серая гимнастерка с воротником стойкой, ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком.

Появились и требования к прическам: волосы надлежало заплетать в косички, приветствовались банты и ленты под цвет фартука, но ни в коем случае нельзя было стричь — за это могли и из школы выгнать.

Старую школьную форму в СССР начали отменять в конце 70-х. Именно тогда появилась невероятно смелая по тем временам идея костюмов-троек для девочек: юбка, светлая рубашка, жилетка, жакет. Тогда же начали экспериментировать с тканями, осознав, наконец, что в коротком шерстяном платье жарко весной и холодно зимой.

Но идея пробивалась со скрипом и была реализована только в 80-х. Девочкам тогда даже было разрешено в холодную погоду вместо юбки носить брюки. Окончательно школьную форму отменили в 1992 году, разрешив детям надевать на занятия повседневную одежду. Сегодня ношение школьной формы зависит от решения каждого конкретного учебного заведения. Так же, как и выбор цвета, фасона и ткани.

20240809 16445708.10

Нас окружает большое количество бытовых предметов, которыми мы пользуемся, но никогда не задумываемся, как они появились.

История появления кофемолки известна не многим, разве только, что «кофеманам», да специалистам, которые постоянно работают над её усовершенствованием.

В нашем музее хранится ручная кофемолка, созданная примерно в конце ХIХ — начале ХХ века. Она представляет собой форму цилиндра с выдвижным ящиком, в который засыпалось перемолотый кофе. На верхней поверхности цилиндра расположена большая металлическая чаша с такой же металлической ручкой. В чашу нужно было насыпать кофейные зёрна и крутить ручку.

1

Ручная кофемолка — предмет, необходимый в обиходе кофемана. Только настоящий гурман знает, что самый лучший и вкусный бодрящий напиток получается при помощи ручной кофемолки.

Как же появилось это чудо техники, которое актуально и по сей день?

Предком современной ручной кофемолки были ступка и пест. На протяжении долгого времени кофейные зерна не перемалывали, их просто замачивали и варили целыми. Впервые перемалывать ягоды кофе начали арабы-кочевники при помощи пестика и ступки, которые на тот момент давали довольно грубый помол после растирания зёрен. Естественно, толочь твёрдые зерна в ступе было достаточно тяжело, так как обжаренные плоды становились маслянистыми и твёрдыми, поэтому такую ответственную работу доверяли только мужчинам. Однако не каждый представитель сильного пола мог заниматься помолом кофе в ступе, эту работу доверяли тому, кто прошёл специальное обучение.

Первые кофемолки появились в XV–XVI веках. Ручные кофемолки в форме цилиндра были изобретены в Турции в середине XVII века. Немного позже в Европе изобрели ручные кофемолки с ящиком.

Внутри прибора спрятаны жернова в виде двух металлических конусов. Один жёрнов неподвижен, а второй вращается с помощью ручки. Они соединены друг с другом маленьким винтом, с помощью которого можно менять расстояние между ними. Чем меньше это расстояние, тем тоньше получается помол.

Старинные кофемолки украшены резьбой по дереву. И ручки часто имеют изящную форму и красивый набалдашник. Некоторые модели закреплялись на стене. Более современные модели оснащены металлическим ножом, который вращается, как пропеллер, и работают на электричестве. В последнее время вновь появились усовершенствованные кофемолки с жерновами внутри.

IMG 20221012 WA0007

Чтобы приготовить ароматный напиток, засыпаешь в воронку кофе, вертишь ручку, потом вынимаешь ящичек и осторожно пересыпаешь порошок. Ничего сложного. Но сам процесс завораживает. Не просто так старые кофемолки хранят даже после того, как перестают их использовать.

Культура употребления кофе вырабатывалась веками. Многие люди разных национальностей не могут представить своё утро без чашечки крепкого, ароматного, бодрящего кофе, приготовленного по рецептам, выражающим самобытность и традиции каждого народа.

В завершении хочется сказать, что несмотря на изобилие электрических кофемолок и кофе-машин в торговой сети, разной формы, цвета любители ароматного, бодрящего напитка предпочитают традиционное устройство для измельчения кофе - ручную кофемолку.

Одним из экспонатов нашего музея является ручная деревянная маслобойка, которую многие могли видеть у своих мам и бабушек. Каждый из экспонатов – это частичка истории семьи, частичка, которая дарит нам воспоминания.

 

Она представляет собой глубокую узкую бочку цилиндрической формы. Внутри маслобойки — палка на конце с круглым диском, в котором есть отверстия. Именно этим диском взбивались сливки до тех пор, пока они не превращались в затвердевший кусочек масла. Вкус домашнего масла ни с чем не сравнить, а если масло сбивали родные руки, этот вкус из детства становится просто незабываемым. Сколько труда и времени нужно было женщине, чтобы вручную сбить масло. А ведь этот трудоемкий процесс всегда был исключительно женской работой.

В ступу помещали сливки, чуть скисшее молоко или сметану, а затем взбивали продукт деревянной палкой.

Технология сбивания масла известна с очень древних времён: впервые она упоминается в Библии. Считается, что деревянные маслобойки появились в VI веке н.э. Во время сбивания сливок мембраны, окружающие молочный жир, распадаются и превращаются в кусочки масла. Постепенно мелкие кусочки соединяются в большие. Чем дольше масло сбивают, тем плотнее оно становится. В ступе останется большой кусок масла и оставшаяся жидкость без жира. Полученное масло промывали холодной водой.

 

Другое название этого предмета – пахталка. Оно происходит от финского слова «пахта» – обезжиренные сливки из коровьего молока.

Оставшуюся после отделения масла жидкость – пахту употребляли в пищу, ставили на ней тесто, поили телят. В народной кухне сливочное масло использовалось в жидких блюдах, им сдабривали кашу, картофель, начинку для пирогов, смазывали блины.

 

Маслобойка была предметом особой гордости, потому что говорила о достатке в доме, о сытости.

01

Представить себе быт обычного гражданина СССР без такой привычной вещи, как граненый стакан, решительно невозможно. Он применялся для употребления чая дома и в поездах, соображения «на троих», меры сыпучих и жидких ингредиентов при описании рецептов приготовления пищи, с его помощью лепили пельмени и вареники.
А ещё граненый стакан был непременным атрибутом аппаратов газированной воды, столь популярных в СССР. Называли его в народе «малиновским» (хотя более правильно следовало эту тару именовать «Маленковской»), «гранчаком», «губастым» и «гильзой».
Точную дату появления стакана с гранями сейчас установить невозможно. Известно, что методом прессования подобные стаканы из стекла начали изготавливать в 20-е годы 19 века в Соединенных Штатах Америки. Но считается, что стеклянным граненым стаканам владел еще Петр Великий, который получил эту посуду в дар от стеклодува из Владимира Ефима Смолина. По легенде императору очень понравился подарок — он удобно сидел в руке, а если и падал со столика в каюте во время качки, то не разбивался. Тогда было решено производить стаканы для нужд флота.

01

02

В нашем музее размещено немало любопытных предметов, имеющих необычные истории. Многие из них овеяны многочисленными легендами и хранят память о своих бывших владельцах, так как многие из экспонатов являются дарами. Каждый экспонат достоин внимания и по-своему интересен.

Сегодня вашему вниманию мы представляем ткацкий станок.

Прядение и ткачество на Руси являлись обязательным женским занятием. Независимо от социального статуса, ткать, прясть, вязать и вышивать учили каждую девочку с раннего детства. Практически в каждом деревенском доме стоял ткацкий станок. Традиционно длинными осенними и зимними вечерами пряли, а ранней весной до начала полевых работ ткали.

Прозвище «не ткачиха» считалось самым обидным для девочки-подростка, ведь каждая должна была самостоятельно приготовить свое приданное-простыни, скатерти, покрывала, полотенца и другие элементы быта и домашнего декора. Во время великих праздников и особенных событий, когда в доме появлялось много людей, каждую комнату наряжали лучшими тканными работами: на окна вывешивались красивые занавески, стол покрывался лучшей скатертью, а стены украшались различные полотенца. Это говорило не только об умении хозяйки, но и свидетельствовало о достатке семьи. Поэтому каждая женщина, а тем более незамужняя девушка, стремились показать себя умелой мастерицей, старались выткать для таких случаев самые лучшие работы. Именно поэтому, семейное мастерство бережно сохранялось, улучшалось и передавалось из поколения в поколение.

Наши прабабушки ткали своей семье полотно, коврики. Ткацкие станки существуют до сих пор. Но используются они, обычно, в общественных исторических реконструкциях, где важно воспроизвести одежду того или иного периода.

Ручной ткацкий станок состоит из: основы, берд, навоя, педали, валика, переднего поперечного бруса, челнока, ремизочных нитей, ремизки. Нити основы крепятся на ремизках в соответствующем порядке в зависимости от требуемого вида переплетения. При нажатии педали нити основы раздвигаются, образуя зазор(зев), сквозь который пропускается с нитями утка. При нажатии другой педали нити основы раздвигаются в иной последовательности, образуя зев, через который снова пропускается челнок. Этот процесс повторяется много раз, в результате и получается полотно.

Ткацкий станок, изображенный на фото, хранится в нашем музее. В 1987 году был передан в дар семьёй Клипач Григория Владимировича. Является частью экспозиции "На новые земли".

Мы надеемся, что музейные предметы заживут новой жизнью и раскроют вам удивительные истории.

01

В нашем музее хранится старинный медный самовар и сегодня мы расскажем об истории создания этого всем известного и любимого предмета быта.
«Водогрейный сосуд для чая, большей частью медный, с трубой и жаровнею внутри» — так определял предназначение самовара Владимир Даль. Истинные ценители чая отмечают, что только с помощью самовара можно приготовить настоящий чайный напиток. Кипяток из самовара получается мягче и вкуснее, чем из чайника, а вода считается полезнее. Кроме того, вода закипает быстрее, а остывает медленнее. Сплошное удобство. Да и для здоровья безопасно: носик самовара находится выше уровня скопления тяжелой воды с осадком, и все примеси остаются на дне.
Для растопки самовара использовали дрова и щепки. Но самым привлекательным топливом всегда считались сосновые шишки: прогорают быстро, но придают чаю приятный, немного отдающий хвоей вкус и аромат.
Чаще всего на Руси чай из самовара пили в купеческих семьях и любили проводить за чаепитием по несколько часов в день. Вокруг самовара традиционно собиралась вся семья, и каждый выпивал по пять-шесть чашек этого ароматного напитка. Горячий чай разливали по чашкам, затем переливали в блюдца и шумно пили вприкуску с сахаром, ароматным пряником или кренделем.
Но, вопреки распространенному мнению, самовар изобрели не русские. Первая «чайная машина» (так называли самовар в Европе) попала в Россию из Голландии благодаря Петру I, любившему привозить из-за границы новинки. Через какое-то время на Руси появился свой, адаптированный аналог. Правда, название «самовар» за ним закрепилось позже.
Самовары дожили и до наших дней. В течение нескольких столетий самовар – центр праздничного застолья и незаменимый атрибут чаепития в лучших русских традициях, наполняя теплом и уютом домашний очаг и располагая к душевной беседе.

01

 6 июня 2024 года особый день – мы будем праздновать юбилей великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина.
Александр Пушкин – выдающийся поэт, прозаик и драматург, чье творчество оказало колоссальное влияние на мировую литературу, он является основоположником современного русского литературного языка и признан величайшим русским поэтом.
Пройдя по музейным залам, мы обнаружили удивительный экспонат. Вот какой портрет А.С. Пушкина (вышивка крестом) есть у нас в музее.
И если поэзия - это способ организации слов, то вышивка - это красивый способ организации стежков и нитей. Вышитые вручную изделия созданы с душой, они эксклюзивны и уникальны. Работа руками приносит умиротворение, позволяет отстраниться от мирской суеты и хлопот.
Дорогие друзья! В рамках празднования 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина и Года семьи в России приглашаем вас посетить экспозицию «Дом целинника», где вы ближе сможете рассмотреть музейный экспонат и посетить наш музей.

01

02

 

« Январь 2025 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Режим работы

Пн — Пт с 8:30 до 18:00
Сб, Вс выходной
Обед с 12:30 до 14:00
Последняя пятница месяца - Санитарный день

Nezavisimaia ocenka kachestva

1

1

1

1

1

1

1

1

1

ok vk

Разработка и обслуживание сайтов «CоветникПРОФ» г.

Яндекс.Метрика