1

Фондовые коллекции Русско-Полянского музея истории целины разнообразны и богаты. В хранилищах музея размещено немало любопытных предметов, имеющих необычные истории. Многие из них овеяны многочисленными легендами и хранят память о своих бывших владельцах, так как многие из экспонатов являются дарами. Каждый экспонат достоин внимания и по-своему интересен.

В своих статьях мы постараемся раскрыть смысл жизни экспоната, рассказать о его важности. Мы надеемся, что музейные предметы заживут новой жизнью и раскроют вам удивительные истории.



Еще в 1855 году мужчины носили армейский ремень, выполненный из грубой кожи. Огромная металлическая пряжка украшала его с левой стороны. Тщательно начищенная, она блистала на солнце вместе с хозяином. Это был предмет гордости солдата!
Армейский ремень – это носитель информации о его владельце. По этой символике можно узнать принадлежность солдата к стране и роду войск. Во многих странах по традиции рядовые носят разноцветные бляхи, а вот офицеры - золотые. Курсанты военных училищ тоже обладают ремнями с собственной символикой. Пряжка армейского ремня с огромной звездой была введена в нашей стране в 1969 году.
Кожаный армейский ремень носили поверх одежды. Ведь он являлся не украшением, а необходимостью. На ремень крепились фляжка, магазин, штык-нож, лопата – все, что неудобно было носить в руках или рюкзаке. В случае рукопашного боя, ремень с тяжелой пряжкой являлся оружием. Как оружие он являлся традиционным элементом вооружения русского воина более тысячи лет. Ремень отличало малое время приведения в боевую готовность (расстегивается, берется левой рукой за пряжку, рывком обматывается в один оборот вокруг правой руки и захватывается правой кистью так, чтобы «хвост» смотрел вперёд и прижимался к руке частью ремня, оканчивающейся пряжкой). Можно было использовать и в качестве жгута для перевязки раны.
Ширина ремня в 5 см также была подобрана неслучайно — широкий пояс проще выдержит различную нагрузку, кроме того, будет более прочным.
Ремень присутствует в любом обмундировании, будь то рядовой или офицер. Ношение этого атрибута стало обязательной частью формы. У военного человека раньше было несколько ремней для разных случаев. Но любовь и почтение завоевал ремень из грубой натуральной кожи. Он не изнашивается, не портится, особенно если правильно ухаживать за ним.
Пряха с гербом СССР была установлена для младшего начальствующего и рядового состава милиции в 1947 году. Использовалась до 1965 года, естественно с разным количеством лент на гербе.
Пряжка армейского ремня всегда должна блестеть, как новая. Поэтому ее натирают специальной пастой ГОИ или мелкой наждачной бумагой.
Солдатские ремни самые простые, но производятся из хорошей натуральной кожи. Они не изнашиваются, не растягиваются под нажимом кобуры и практически вечны. Сам аксессуар бывает черного или коричневого цвета, а вот бляха - из латуни.
Генеральский ремень выглядит так же воинственно и благородно, как его хозяин. Натуральная кожа, юфтевая подкладка, бляха с символом принадлежности к конкретным войскам. По краям обязательна прошивка, а рисунок - посередине.
Офицерский ремень тоже выглядит богаче солдатского. Он прошит по краям и обладает мощной двухшпеньковой пряжкой. Она может быть классическая, из латуни или усиленная стальными пластинами.
Путь к введению в Красной армии нескольких образцов ремней начался с упорядочивания ношения амуниции пехотинца после хаоса Гражданской войны. Чтобы все предметы экипировки воина были на своих местах, нужно было позаботиться о «платформе», на которой они должны крепиться. Точкой отсчета стал июль 1932 года, когда военнослужащие получили полноценную портупею, названную в приказе Реввоенсовета СССР №220 частью единого походного снаряжения. Главным ее элементом, кроме наплечного ремня на левое (через три года — через правое) плечо, стал ремень, охватывающий поясницу военнослужащего, поэтому именуемый поясным.
В 1932 году в войска поступила Инструкция по пригонке, сборке и сбережению единого походного снаряжения начсостава РККА. Описанные в ней требования к ремням потом перекочевали в аналогичные наставления, касающиеся рядовых.
Ремни были самых разных оттенков — от темно-коричневых до красно-коричневых и охристых. Черный вариант шел к автобронетанковым комбинезонам — суконному стального цвета и кожаному черному.
В 1956 году были утверждены Правила ношения военной формы одежды старшинами, сержантами и рядовыми ВС СССР, все виды униформы носились только с поясным ремнём с латунной пряжкой. Ремень выдавался один раз на все время службы. Он изготавливался из ременного спилка (натуральная кожа, прошедшая строгание для получения равномерной толщины) коричневого цвета.
Этот ремень военнослужащие - срочники продолжали носить до начала 2000-х гг., пока он не был полностью заменен новым образцом черного цвета с двузубой рамочной пряжкой. Военные отказались от ремня с тяжелой металлической бляхой. Его ношение перестало быть обязательным. Современные комплекты обмундирования не содержат армейского ремня. Бронежилет мешает его ношению, в нём нет необходимости.
В военном обмундировании пряжка (Бляха, бляшка) присутствовали во всех родах войск и носить ее должны были все, кому предписано уставом носить военную форму. Традиционно состоит из металлической рамки и язычка (зацепа). В СССР существовали основные виды пряжек с рисунком:
- пятиконечная звезда, дополнения изображением серпа и молота для всех видов и родов войск, кроме: Военно-Морского Флота, Гражданского Флота, Морской Пехоты.
- изображение якоря с маленькой пятиконечной звездой для ВМФ и Морской Пехоты
- изображение якоря без звезды для Гражданского Флота, и Военно-Морских Училищ Гражданского Флота.
На фронте недостаток ремней восполнялся трофеями: германские, румынские, итальянские довоенной выделки, а также производства 1939—1941 годов запомнились качеством и износостойкостью. Советские солдаты носили трофейные ремни с алюминиевыми пряжками и надписью Gott mit uns («С нами Бог»), без символики или с ней, только с переделкой: зачастую пробивали в пряжке дыру. Она часто закрывалась поверх большой красноармейской звездочкой крупного (зимнего) образца, продетой в отверстие и закрепленной поверх свастики. Такой коллаж нес символичный посыл — звезда одолела свастику.
Согласно приказу НКО СССР №287 от 21.09.1943 года была введена форма одежды для воспитанников суворовских военных училищ, состоящая, помимо прочего из чёрного кожаного ремня с латунной бесшпеньковой форменной пряжкой. Этот тип ремня и стал классикой Советской Армии.

В нашем музее хранится офицерский поясной ремень.

IMG 4802

Армейская посуда – хозяйственная часть снаряжения военнослужащего, предназначенная для приёма, переноски или самостоятельного приготовления пищи в полевых условиях. 

Одной из важных задач в повседневной жизнедеятельности войск, является удовлетворение потребностей военнослужащих в питании. От своевременного обеспечения личного состава горячей пищей и питьевой водой зависит физическое и моральное состояние военнослужащих, а значит и боеспособность войск в целом.

Именно поэтому, с давних времен, особое внимание уделялось организации питания военнослужащих, действующих в отрыве от мест постоянной дислокации – находящихся в условиях полевых лагерей, на маршах или на боевых позициях.  

Раньше каждый воин самостоятельно решал вопрос из чего ему есть и пить. Главное, чтобы посуда была прочной, легкой, занимала не много места и не портила пищу.

С появлением в XVIII веке призывных армий, снаряжаемых за счет государства, к этим требованиям добавилась еще несколько - посуда из экипировки солдат должна быть относительно дешевой и максимально технологичной для массового, поточного изготовления.

Постепенно армейскую посуду – котелки, фляги, кружки и т.д., стали производить по утвержденным образцам, разработанным в соответствии с пожеланиями военных и с учетом возможностей производства. Однако, как известно – военная мода переменчива. Внешний вид армейской посуды и используемые при ее изготовлении материалы менялись.

Солдатский или армейский котелок — предмет не менее важный на войне, чем оружие. Походный котелок в армии был нужен скорее не для приготовления пищи, а для ее переноса и употребления. Пищу, приготовленную на полевой кухне, раздавали бойцам: в котелок наливали первое блюдо, на открытую крышку котелка накладывали второе блюдо, сверху складывали хлеб. При необходимости котелок можно было использовать для приготовления пищи на костре в полевых условиях, а крышку — в качестве сковороды.

Два требования – достаточный объем для приготовления горячей пищи на одного бойца и форма, удобная для переноски и определили облик солдатского котелка.

В русской армии бобовидные котелки появились довольно рано. В приказе от 1862 года сказано, что железный котелок имеет вид неправильного цилиндра, с эллиптическим основанием, передняя и боковая стороны выпуклые, задняя, прилегающая к ранцу вогнута.

Котелок из походного набора солдат Русской императорской армии, принятый на снабжение в ходе военной реформы 1905-1912 годов изготавливался из сплавов с высоким содержанием меди и представлял собой почкообразную в сечении емкость, со слегка изогнутой задней стенкой. На скобе котелка клеймо - пятилучевое солнце. Оно проставлялось на предметах армейской посуды, изготовленной в Японии по заказу царского правительства в годы Первой мировой войны.

Преимущества бобовидного алюминиевого котелка продемонстрировала всему миру Германская армия, в которой он появился 1910 году. От сегодняшнего котелка он отличался размерами. Емкость была 2,5 литра.

Русская армия оценила все преимущества легкого и емкого трофейного котелка, но наши солдаты так и не успели получить что-то похожее, поскольку перестала существовать и империя и ее армия.

Уже в первые годы советской власти, остро встал вопрос о возобновлении самостоятельного производства оружия и предметов воинского снаряжения.

В 1924 году в лаборатории ленинградского завода «Красный Выборжец» был получен первый в нашей стране алюминий, произведенный полностью из отечественного сырья.

В 1926 году для полевого комплекта снаряжения красноармейцев и командиров Рабоче-Крестьянской Красной армии был разработан новый походный котелок из алюминия, представлявший из себя емкость круглой в сечении формы, с объемом 2,3 литра. По форме он был близок к алюминиевому солдатскому котелку образца 1899 года.

  По заказу РККА производство таких котелков было развёрнуто в 1927 году на заводе «Красный Выборжец» в Ленинграде.

В частях Красной Армии котелки и образца 1926 года, и образца 1936 года, и даже образца 1910 года, доставшиеся в наследство от императорской армии, использовались фактически на равных.

В 1935 году в РККА для рядового, командного и начальствующего состава были установлены персональные воинские звания. Было введено новое обмундирование и знаки различия. Также был разработан новый комплект походного снаряжения для стрелковых частей, включавший в том числе алюминиевый котелок с крышкой, флягу в чехле, кружку и ложку.

С 1937 года котелки нового образца производились на ленинградском заводе «Красный Выборжец». До 1940 года в войска поступали котелки из неокрашенного алюминия, с 1940 – котелки окрашивались в защитный цвет. Существует мнение, что Красная Армия взяла и приспособила для своих нужд германский котелок образца 1931 года, но, в прочем есть и другое, что первоначально они выпускались на советских предприятиях в рамках межгосударственного военного сотрудничества. И только после обкатки в вермахте их приняли на вооружение РККА. Известны случаи, когда на солдатских кружках немецкого образца стояло клеймо советского завода «Красный выборжец» - главного производителя армейской посуды.

Стоит вспомнить, что приблизительно в это же время в Липецке проходили летную подготовку летчики будущего Люфтваффе, а в Казани – немецкие танкисты.

Начало Великой Отечественной войны РККА встретила имея на снабжении два типа красноармейских котелков: «круглый» - образца 1926 года, и «почкообразный» - образца 1936 года. Несмотря на то, что до войны в войсках и на складах их имелось немалое количество, армия довольно скоро столкнулась с дефицитом котелков и фляг. Часть складов в приграничных округах была уничтожена или захвачена противником, а начавшаяся мобилизация потребовала дополнительного количества предметов воинского снаряжения. К тому же ленинградский завод «Красный Выборжец», производивший основной объем алюминиевых фляг и котелков для РККА, уже осенью 1941 года фактически оказался в условиях блокады.

В режиме мобилизационной экономики, было принято решение о возобновлении производства котелков образца 1926 года, но уже не из дефицитного алюминия, а из лужённой, или эмалированной стали. Основным предприятием, на котором развернулось производство, стал Лысьвенский металлургический завод. Всего за годы войны завод произвёл не менее 14 миллионов армейских котелков.

Круглые котелки продолжали выпускать и после войны: встречаются экземпляры с отметками ОТК середины и конца 1950-х годов. Но в распоряжении советских солдат остался только проверенный временем «боб», оказавшийся самым удобным. Под него шились специальные чехлы для переноски на поясном ремне, его можно было приторочить к армейскому «сидору», а когда в Советской армии появились более современные системы переноски снаряжения, на них тоже предусмотрели место под солдатский котелок.

Последнюю серьезную трансформацию отечественный солдатский котелок пережил в 1959 году. 17 сентября приказом министра обороны СССР на вооружение ВДВ был принят «комбинированный котелок с флягой». Поначалу такой комбинированный комплект состоял только из двух предметов: котелка без крышки и фляги, вставлявшейся в него так, что выступ у нее на верхней части плотно закрывал котелок. Позднее к комплекту добавили «подкотельник»: аналог крышки армейского котелка, но надевающейся снизу так, чтобы не нужно было ее снимать, если нужно попить из фляги. Кстати, в таком варианте комплект можно использовать для опреснения воды на костре: функция, небесполезная для бойцов ВДВ и спецназа. И десантнику, берущему в руки такую «матрешку» (а в войсках десантный комплект окрестили именно так), вряд ли приходит в голову, какую долгую историю имеет этот простой на первый взгляд, но такой необходимый предмет солдатской экипировки, такой экспонат есть и в нашем музее.

img_001.jpg

img_002.jpg

Сухарная сумка образца 1941 года была введена приказом Народного Комиссара Обороны СССР № 58 от 31 января 1941 года и являлась неотъемлемой частью как полного с ранцем, так и облегчённого без ранца походного снаряжения.

«Сухарка» представляла собой сумку, из мягкого брезентового материала. Застегивалась двумя тесьмяными гортами на железные, оцинкованные пятистенные пряжки. Основные размеры сумки: длина 25 см, ширина задней стенки 18,5 см, ширина боковых стенок 12 см, длина крышки 17 см. Вес сумки без наполнения составлял 270 грамм. Использовалась для ношения котелка, кружки, ложки и сухого пайка.

Существовал даже порядок укладки:

- хлеб или сухари в котелок;

- неприкосновенный запас продовольствия - в продовольственный мешочек;

- котелок вогнутой стороной вниз к задней стенке сумки, крышкой влево;

- круглый котелок дном к задней стенке сумки;

- кружку с вложенным в нее мешочком с продовольственным запасом рядом с котелком;

- поверх котелка и кружки ложка.

 

1

03.03.2025 г. История военного экспоната «Солдатская фляга».

В снаряжении солдата нет ничего лишнего или ненужного. Среди оружия и подсумков с боеприпасами есть один предмет, который сложно отнести к вооружению, но без которого бывает очень сложно выжить. Это водоносная фляга.

Организм человека устроен так, что без еды он может обходиться от одной недели до месяца, а без – всего три дня. Еще с древних времен люди отправляясь в дальнюю дорогу брали с собой воду.

Первые аналоги фляги были из сушенной тыквы, позже изготавливали из дерева и кожи. Из металла первыми стали фляги делать греки. У богатых были из серебра, украшенные героями мифов, а у простых солдат из бронзы и меди. Они были разные по объему и лишь к концу 18 века во многих армиях фляги были стандартизированы и шли в комплекте с формой.

В России первые металлические фляги были введены Петром Первым. Они отливались из двойной жести и весили немало.

В 1893 году в Германии принимается на вооружение алюминиевая фляга, которая стала предметом для подражания почти во всех странах Европы. В России она была принята в 1897 году. Этот метал был легче и дешевле.

Округлая алюминиевая фляга настолько удобная, что со времен Первой мировой войны никто не меняет ее материал, форму и объем, который составляет 0,7 л. Кроме того со временем появился чехол из прочной ткани, который сохраняет флягу горячей или холодной долгое время. Не боится фляжка и замерзания.

Солдат на фронте без фляжки — не солдат. Котелки и фляги, кружки и ложки – неразлучные спутники солдата на фронтовых дорогах. Солдаты берегли свою утварь и ценили её.

До 1931 года использовались в армии и стеклянные фляги. С началом Великой Отечественной войны снова потребовалось большое количество посуды. Основное производство алюминиевых фляг находилось в Ленинграде, на заводе "Красный Выборжец". Осенью 1941 года, с началом блокады, производство их было прекращено. Поэтому был возобновлен выпуск стеклянных изделий.

Алюминиевые фляги полагались лишь десантникам и разведчикам. А поскольку введенные в экипировку солдат Красной Армии стеклянные фляги были довольно тяжелыми (500 г.), то бойцы старались облегчить свой военный быт, забирая с полей сражений вражеские фляги из легкого и прочного металла. После войны вернулись к производству алюминиевой фляги.

Музейные экспозиции, посвящённые Великой Отечественной войне, хранят память о тяжёлых испытаниях для страны и людях, которые эти испытания вынесли. Реликвии не имеют материального значения, их не измерить никакими деньгами, они обладают в первую очередь огромной духовной и нравственной ценностью.

История обычной вещи может быть большой и разнообразной. Даже если это ничем не примечательная фляжка, которой не придают большого значения. Но это в «миру», а в экстремальных условиях войны бывает, что и один глоток возвращает к жизни.

В нашем музее хранится солдатская фляга, на первый взгляд ничем не примечательный экспонат.

IMG 4745 min

05.02.2025 г. История военного экспоната. Малая пехотная лопата.

Саперная лопатка - такой же символ русского военного духа вообще и русского оружия в частности, как автомат Калашникова и танк Т-34. Именно русского: несмотря на то, что подобный шанцевый инструмент вот уже лет 100 имеет на вооружении большинство армий серьезных мировых держав, ему мало где придавалось такое значение, как в России.

Именно малой пехотной лопате было суждено стать "самым-самым" русским холодным оружием Новейшего времени.

Её изобрел датский пехотный капитан Линнеманн (патент 1869 года). С 1871 года он стал производить ее в Австрии, сначала выполнив заказ Российской армии (60000 штук за 30 тыс. рублей).

Для рукопашного боя этот шанцевый инструмент русские солдаты стали использовать еще в Русско-Турецких войнах XIX века. В Первой мировой войне (1914 – 1918 гг.) малую пехотную лопату как оружие стали применять массово.

Основные боевые действия, на которые была способна пехота, свелись к захвату вражеских траншей либо защите собственных. В траншеях - длинных, но изломанных и извилистых, специально чтоб не простреливались на всю длину от винтовки со штыком проку мало. Именно в этот период внезапно оказалось актуальным холодное оружие, причем - короткое.

Отточенная лопата – более легкое и универсальное оружие, ею можно не только тыкать снизу, под подбородок, но, прежде всего, рубить наотмашь. Удар получается более увесистый, особенно если нанести его сбоку, под углом, между плечом и шеей; тогда легко можно рассечь человека до самой груди.

Опыт фронтовиков Первой мировой войны учли военачальники Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Были разработаны соответствующие программы, и армейские инструкторы стали обучать новобранцев рукопашному бою не только с винтовкой со штыком, но и с использованием шанцевого инструмента.

В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) с помощью малой пехотной лопаты солдат окапывался в бою под огнем противника, использовал в качестве ступеньки при преодолении рвов, превращал в весло при переправе через водные преграды, использовал как топорик и, естественно, применял в качестве оружия в рукопашном бою. В полевых условиях на штыке лопаты боец мог написать письмо, а использовать лопату как сковородку для жарки мяса или яиц.

Настоящую славу холодного оружия "безобидной" пехотной лопатке, принес бой на Синявинских высотах. 11 августа 1943 года саперы комбата Соломахина, подобравшись скрытно, захватили ряд немецких траншей.  

Если контуженный или раненый советский боец попадал в плен, первым делом немцы проверяли состояние его пехотной лопатки. Если она была заточена со всех сторон, пленного расстреливали на месте: гитлеровцы помнили, что опытные рукопашники в бою таким инструментом могли не только наносить страшные раны, но и разваливать врага буквально от плеча до пояса.

В нашем музее в зале «Защитники Отечества», конечно же, есть такой экспонат.

1

29.01.2025 г. История военного экспоната. Плакат «Родина-мать зовет!»

Яркую страницу в историю войны вписали советские плакаты военного времени. Вместе с радио и газетами они являлись средствами агитации, формируя общественное мнение, создавая негативный образ врага, рождая необходимые для войны эмоции: гнев, ненависть, но также любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине. Плакат «Родина-мать зовёт!» в первый месяц войны стал одним из кирпичиков, составивших фундамент будущей Победы, созданный художником Ираклием Тоидзе 22-23 июня 1941 года.

По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову внезапно. Утром 22 июня 1941 года он работал над иллюстрацией к поэме "Витязь в тигровой шкуре". Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении нацистской Германии на СССР, его жена Тамара Теодоровна Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.

Художник работал всю ночь, но к утру 23 июня 1941 года плакат был закончен. Этого ещё было недостаточно для рождения идеи собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей. Тоидзе изменил черты лица, добавив годы, но сохранив красоту и глубинную мудрость.

Несмотря на то, что рождением плаката считается именно 22 июня, окончательная версия была завершена позднее. Требовалась поза, и появился взмах рукой в жесте призыва. На дальнем плане возник плотный строй штыков, олицетворяющих защитников отечества. Превратить женский образ в символ государства помог красный цвет, совпадающий с цветом Государственного флага. В руках женщины появился текст военной присяги, подразумевающий, что его читает зритель.

Точную дату выхода уже напечатанного плаката назвать сложно. Если ссылаться на известные данные, то Российская государственная библиотека хранит один из сигнальных экземпляров плаката, где обозначено 4 июля 1941 года. Если судить по газетам, то в «Известиях» на передовице плакат «Родина-мать зовёт» опубликовали 13 июля 1941 года. Таким образом массовое распространение плаката прошло примерно во второй половине июля. Считается, что в первые месяцы войны «Родина-мать» в виде плакатов и открыток стала самым тиражируемым изображением на территории Советского Союза. Самый первый тираж плаката перевалил за миллион копий.

Типографии военного времени даже выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины-матери». Репродукции размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах гимнастерок — рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, партийными и комсомольскими билетами.

Искусствоведы не зря называют это графическое произведение главным военным плакатом тех лет.

Свою главную художественную задачу плакат «Родина-мать зовёт!» выполнил полноценно. Собирательный образ матери, призывающей своих сыновей встать на защиту родной земли, редко кого оставлял равнодушным. И вместо того, чтобы отсиживаться по квартирам в ожидании повестки, миллионы советских людей штурмовали военкоматы, требуя скорейшей отправки на фронт.

Казалось, что после войны роль плаката себя изжила. Но нет, «Родина-мать зовёт!» осталась уже не на стенах и открытках, а прочно вошла в искусство. Плакат появлялся на полотнах, описывающих военные будни советских городов, его можно увидеть в кинокартинах, снятых различными студиями СССР. Для различных музеев Ираклий Тоидзе нарисовал ещё десять авторских копий плаката. А тот, первый, с которого печатали массовые изображения, сейчас находится в Третьяковской галерее. Вздымающая руку Родина-мать отпечатана на почтовой марке СССР к 20-летию Победы.

Это изображение отчеканено и на латунном коллекционном рубле 1995 года, вошедшем в состав набора монет «50 лет Победы». Образ женщины-матери, олицетворяющей всю огромную страну, уже навсегда стал одной из незабываемых страниц истории России.

В 1967 году в Волгограде был возведен самый большой в мире монумент «Родина-Мать». Он был посвящен солдатам Сталинградской битвы, и в основу его создания лег именно плакат Ираклия Тоидзе.

Плакат «Родина-мать зовет!» является одним из самых мощных символов визуальной культуры Советского Союза. Этот плакат не просто отражал дух времени, но и активно формировал его, став ключевым элементом военной пропаганды и мобилизации населения.

В нашем музее хранится плакат «Родина-мать зовет!», смотря на который понимаешь то, какое сильное воздействие он производил на людей в те годы.

IMG 3194 min

21.01.2025 г. История военного экспоната. ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ТЕЛЕФОН

 

Роль военной связи, являющейся важной частью системы управления войсками и оружием, ее материальной основой, переоценить сложно. Оперативность руководства войсками, а также своевременность применения боевых средств напрямую зависят от её надежности и функционирования.

Аппарат ТАИ-43 поступил на вооружение в 1943 году. Конструктор — О. И. Репина. Пришел на смену семейству УНА. Он был основным военно-полевым телефонным аппаратом Красной Армии периода Великой Отечественной войны. Корпус телефона изготовлен из бакелита темно-коричневого цвета. По бокам корпуса смонтированы подвижные ручки, к которым крепится длинный брезентовый ремень для переноски. Справа, под ручкой, — вращающаяся рукоять с чёрным пластмассовым держателем. Трубка аппарата укладывается на высокую подставку (упор), которая одновременно является крышкой отсека питания. Вызов производится путем вращения ручки. Дальность связи составляла от 25 до 250 км.

Именно бесперебойная связь между войсками и подразделениями приближала Великую Победу, что дает право назвать этот простой полевой телефон оружием Победы!

Наши посетители могут увидеть такой телефонный аппарат в зале «Защитники Отечества» в экспозиции блиндажа.

 1


14.01.2025 г. История военного экспоната. Солдатская каска.

Сегодня мы решили рассказать о простой солдатской каске. Той самой, что прошла всю войну вместе с пехотинцами, саперами, разведчиками, артиллеристами и партизанами. Даже генералы и маршалы, находясь на передовой, не стеснялись этого защитника солдата.

Описание предмета: Шлем окрашен в оливковый цвет, полуовальный, металлический. Внутри каски имеются шесть заклёпок для крепления подтулейного устройства. Знаменитый стальной шлем (СШ-40) использовался в вооруженных силах СССР в годы Великой Отечественной войны как защитный шлем военнослужащих. Каска изготавливалась из легированной броневой стали марки 36СГН толщиной 1,2 мм.

Прочная и надежная каска советского солдата выдерживала попадание автоматной пули с расстояния в 150 метров. Но даже в том случае, когда пуля пробивала каску, вероятность смертельного ранения сокращалась в разы. Энергии пули просто не хватало для полноценного выведения из строя бойца. Эта каска, которая стала неотъемлемой частью любого монумента советскому солдату-освободителю.

Форма каски усовершенствовалась до тех пор, пока не была достигнута идеальная обтекаемость. Обтекаемость не даёт пуле или осколку опереться, а значит нет возможности пробить каску - пуля уходит по касательной. Каждая партия касок проверялась - проходила “отстрел” в заводском тире.  

По данным статистики за время Великой Отечественной войны в Советском Союзе было произведено более десяти миллионов металлических касок. Впрочем, не так важно было количество, как качество данных головных уборов. Как показала война, оно было на высоте. Дело в том, что Советское правительство еще в 1932 году, почти за десять лет до начала войны поручило Лысьвенскому металлургическому заводу, ведущего свою историю с 1785 года разработать новую металлическую каску для солдат пехоты. Каска должна была надежно защищать голову солдата от выстрела винтовки, автомата, осколков артиллерийских снарядов и шрапнели. Мало того, заказчик в лице Министерства Обороны СССР хотел, чтобы головной убор имел удобную форму, и весил не более 800 грамм для самого большого пятого размера головы. 

Только в 1940-м году, наконец, появился СШ-40, соответствующий всем предъявленным требованиям. Предыдущие модели каски отличало низкое качество стали и практически полное отсутствие пулестойкости. К тому же каски более ранних модификаций нельзя было одевать на теплые головные уборы, что в условиях русских морозов являлось существенным недостатком. В каске 1940-года было усовершенствовано подтулейное устройство, а также механизм амортизации. Но главным оказалась разработка углеродистой кремний-марганцево-никелевой стали, получившей условное обозначение И-именно ее применение позволило добиться необходимой пулеустойчивости.

М. И. Корюков – один из разработчиков шлема – рассказывал о том, как именно проходило первоначальное испытание армейской каски СШ-40. Проводил его лично маршал СССР - Семен Михайлович Буденный. Для начала он по привычке взялся за шашку, которой виртуозно владел. Причем это была не обычная шашка – она была изготовлена лучшими мастерами Златоуста по специальному заказу. 

Но даже после сильнейшего удара, который когда-то разрубал человека на скаку напополам, на каске не осталось ни зазубрины. После этого маршал взялся за "наган". Стрельбу он проводил с разной дистанции – начиная с двадцати пяти метров и заканчивая выстрелом вплотную. И здесь легированная бронированная сталь не подвела. Каску подбрасывало, от грохота закладывало уши, но вмятин, а тем более дыр в ней так и не появилось.

В результате Буденный остался доволен результатом испытаний. Дальнейшие испытания проводились уже экспертами в специальном тире с использованием винтовки Мосина и пистолета ТТ. 

Результат анализа ранений в ходе боевых действий у острова Хасан показал, что наличие шлема позволило снизить смертность от ранений черепа до 5,8 % (при этом во время первой мировой войны смертность от ранений черепа военнослужащих царской армии, не имевших металлических шлемов,

составляла 50 %).

В архивном фонде нашего музея тоже имеется этот военный экспонат.  Солдатская каска (стальной шлем (СШ-40) образца 1940 года).
 1

Подольский завод швейных машин возник в качестве российского филиала всемирно известной фирмы «SINGER». Латинское «S», читаемое как «З», до сих пор вызывает у многих стойкое убеждение, что речь идёт о немецком предприятии. Но это ошибка. Предприятие «I.M. Singer & Co» было основано американским изобретателем, актёром и предпринимателем Исааком (Айзеком) М. Зингером в кооперации с юристом из Нью-Йорка Эдвардом Кларком. Фирма зарегистрировала патент № 8294 12 августа 1851 года, описывающий устройство оригинальной швейной машинки. Небольшое производство открыли в городке Ла-Верна (штат Теннесси). К массовому производству швейных машин компаньоны приступили в 1863 году, открыв в городе Элизабет (штат Нью-Джерси) большую фабрику и предложив рынку доступное устройство для механизированного домашнего шитья. 

Швейные машинки именно такой формы начали выпускать и в Российской империи. Компания «Зингер» начала завозить свою продукцию в Россию ещё в 1860 году.   Однако готовые машинки облагались высокой пошлиной, да и доставка обходилась недёшево.   Поэтому в 1900 году начинается строительство завода в Подольске, так как через город проходила железная дорога, а поблизости была Москва. Выпуск первых швейных машин датируется 1902 годом. 

А вот смена классового строя в октябре того же года оказалась для «Зингер» фатальной.

После революции 1917 года предприятие было национализировано. Уже в 1918 году выпуск швейных машинок прекратили, решив, что Революции нужны иные товары первой необходимости: утюги, сковородки, чугунные казанки. Завершив экономические преобразования и стабилизировав рубль, советская власть вернулась к планам индустриализации. В 1924 году в Подольске снова начинают делать швейные машинки.

Из остатков деталей некоторое время выпускалась техника под маркой «Госшвеймашина». Продукцию с этим логотипом можно было приобрести с 1918 по 1931 год. В дальнейшем на базе предприятия был образован Подольский механический завод, с 1948 года он получил приставку «им. Калинина». Именно на нем стала выпускаться швейная машина ПМЗсчитающаяся полностью советской разработкой, но на базе все той же машинки Singer.

Традиционно считается, что вся техника завода имела более высокое качество в те времена, когда в ее комплектации использовались оригинальные детали «Зингер». То есть, если смотреть на годы выпуска — это 1902-1931 годы. Расшифровать время производства швейных машин ПМЗ можно по серийному номеру, если знать, как его читать, но единой базы данных не существует.

В 1932 году предприятие получило собственный литейный цех. На ПМЗ стали выпускать отлитые в СССР детали корпусов бытовых машинок и первой промышленной швейной техники. В годы Второй мировой войны предприятие перепрофилировали на изготовление корпусов боеприпасов.

Производство швейных машин на ПМЗ возобновилось уже в 1946 году — в июле с конвейера сошла партия в 100 единиц техники.  

Подольский механический завод выпускал швейные машинки не только для домашнего обихода. Большой заказ поступил от государства. Многие девочки освоили основы кройки и шитья на уроках труда и на практике в школьных производственных комбинатах именно на этой машинке.

Экспонат, представленный вашему вниманию, в музее появился в 2019 году. Машинка в рабочем состоянии, хозяйка бережно относилась к своему имуществу. Об этом можно судить и по сохранившемуся «Руководству к семейной швейной машине класса 1-а» 1952 года. Также вместе с машинкой музею достались нитки, подушечка для иголок, футляр и очки.

В руководстве подробно описаны все от общих правил, вынимания шпульного колпачка, намотки шпульки, разборки и сборки приспособления для регулировки натяжения нитки, а также описан порядок ухода за машинкой.   

 1

Радиола «Муромец» с 1957 года выпускалась на Муромском заводе радиоизмерительных приборов. Она была создана на базе радиолы «Байкал» Бердского радиозавода и по конструкции и электрической схеме совпадает с ней и представляет собой шестиламповый приёмник 2-го класса настольного типа, совмещённый в одном деревянном корпусе с универсальным двухскоростным электропроигрывателем. На панели расположены клавиши настройки диапазонов, шкала волн с подсветкой, регулировки частот, громкости. Верхняя часть панели обтянута светлой тканью, под которой находятся динамики.

Радиола производилась для увеличения числа наименований бытовой радиоаппаратуры в стране.

Потребляемая мощность при работе ЭПУ - 70 Вт. Габариты радиолы 340хх520х368 мм. Масса 19 кг.

Цена модели составляла 87 рублей 95 копеек.

foto

Среди экспонатов Русско-Полянского музея есть советская школьная форма для девочек, учащихся в начальных классах. Размер манекена соответствует размерам ребёнка 7 – 9 лет. На манекен надеты тёмно-коричневое платье длиной до колен и парадный белый фартук без карманов.

Первый кирпич в основание школьной формы на Руси был заложен в начале XIX века, в 1804 году.

Обязательную ученическую форму ввел Николай I «Положением о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года. Правда, касалось оно учащихся мужского пола. 

Юницам повсеместную школьную форму даровали аж на 60 лет позже, в 1896 году. До этого форменная одежда имелась у воспитанниц Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге. 

Грянула революция 1917 года, и декрет «О единой трудовой школе» отменил деление на гимназии и училища, а также ученическую форму, заклеймив ее символом высшего сословия и пережитком буржуазного прошлого. В 1948 году ввели обязательное ношение форменной одежды.  Девочек обрядили все в те же коричневые платья с фартуками, но только существенно короче, не до пят и щиколоток. Это только на первый взгляд кажется, что все тогда были одинаковыми. Женская индивидуальность, вкус и достаток родителей проявлялись в мелочах. Воротничок мог быть типовым, дешевым, а мог — импортным, сногсшибательным, с ажурным узором.

А мальчики нарядились в полувоенный стиль — серая гимнастерка с воротником стойкой, ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком.

Появились и требования к прическам: волосы надлежало заплетать в косички, приветствовались банты и ленты под цвет фартука, но ни в коем случае нельзя было стричь — за это могли и из школы выгнать.

Старую школьную форму в СССР начали отменять в конце 70-х. Именно тогда появилась невероятно смелая по тем временам идея костюмов-троек для девочек: юбка, светлая рубашка, жилетка, жакет. Тогда же начали экспериментировать с тканями, осознав, наконец, что в коротком шерстяном платье жарко весной и холодно зимой.

Но идея пробивалась со скрипом и была реализована только в 80-х. Девочкам тогда даже было разрешено в холодную погоду вместо юбки носить брюки. Окончательно школьную форму отменили в 1992 году, разрешив детям надевать на занятия повседневную одежду. Сегодня ношение школьной формы зависит от решения каждого конкретного учебного заведения. Так же, как и выбор цвета, фасона и ткани.

20240809 16445708.10

Нас окружает большое количество бытовых предметов, которыми мы пользуемся, но никогда не задумываемся, как они появились.

История появления кофемолки известна не многим, разве только, что «кофеманам», да специалистам, которые постоянно работают над её усовершенствованием.

В нашем музее хранится ручная кофемолка, созданная примерно в конце ХIХ — начале ХХ века. Она представляет собой форму цилиндра с выдвижным ящиком, в который засыпалось перемолотый кофе. На верхней поверхности цилиндра расположена большая металлическая чаша с такой же металлической ручкой. В чашу нужно было насыпать кофейные зёрна и крутить ручку.

1

Ручная кофемолка — предмет, необходимый в обиходе кофемана. Только настоящий гурман знает, что самый лучший и вкусный бодрящий напиток получается при помощи ручной кофемолки.

Как же появилось это чудо техники, которое актуально и по сей день?

Предком современной ручной кофемолки были ступка и пест. На протяжении долгого времени кофейные зерна не перемалывали, их просто замачивали и варили целыми. Впервые перемалывать ягоды кофе начали арабы-кочевники при помощи пестика и ступки, которые на тот момент давали довольно грубый помол после растирания зёрен. Естественно, толочь твёрдые зерна в ступе было достаточно тяжело, так как обжаренные плоды становились маслянистыми и твёрдыми, поэтому такую ответственную работу доверяли только мужчинам. Однако не каждый представитель сильного пола мог заниматься помолом кофе в ступе, эту работу доверяли тому, кто прошёл специальное обучение.

Первые кофемолки появились в XV–XVI веках. Ручные кофемолки в форме цилиндра были изобретены в Турции в середине XVII века. Немного позже в Европе изобрели ручные кофемолки с ящиком.

Внутри прибора спрятаны жернова в виде двух металлических конусов. Один жёрнов неподвижен, а второй вращается с помощью ручки. Они соединены друг с другом маленьким винтом, с помощью которого можно менять расстояние между ними. Чем меньше это расстояние, тем тоньше получается помол.

Старинные кофемолки украшены резьбой по дереву. И ручки часто имеют изящную форму и красивый набалдашник. Некоторые модели закреплялись на стене. Более современные модели оснащены металлическим ножом, который вращается, как пропеллер, и работают на электричестве. В последнее время вновь появились усовершенствованные кофемолки с жерновами внутри.

IMG 20221012 WA0007

Чтобы приготовить ароматный напиток, засыпаешь в воронку кофе, вертишь ручку, потом вынимаешь ящичек и осторожно пересыпаешь порошок. Ничего сложного. Но сам процесс завораживает. Не просто так старые кофемолки хранят даже после того, как перестают их использовать.

Культура употребления кофе вырабатывалась веками. Многие люди разных национальностей не могут представить своё утро без чашечки крепкого, ароматного, бодрящего кофе, приготовленного по рецептам, выражающим самобытность и традиции каждого народа.

В завершении хочется сказать, что несмотря на изобилие электрических кофемолок и кофе-машин в торговой сети, разной формы, цвета любители ароматного, бодрящего напитка предпочитают традиционное устройство для измельчения кофе - ручную кофемолку.

Одним из экспонатов нашего музея является ручная деревянная маслобойка, которую многие могли видеть у своих мам и бабушек. Каждый из экспонатов – это частичка истории семьи, частичка, которая дарит нам воспоминания.

 

Она представляет собой глубокую узкую бочку цилиндрической формы. Внутри маслобойки — палка на конце с круглым диском, в котором есть отверстия. Именно этим диском взбивались сливки до тех пор, пока они не превращались в затвердевший кусочек масла. Вкус домашнего масла ни с чем не сравнить, а если масло сбивали родные руки, этот вкус из детства становится просто незабываемым. Сколько труда и времени нужно было женщине, чтобы вручную сбить масло. А ведь этот трудоемкий процесс всегда был исключительно женской работой.

В ступу помещали сливки, чуть скисшее молоко или сметану, а затем взбивали продукт деревянной палкой.

Технология сбивания масла известна с очень древних времён: впервые она упоминается в Библии. Считается, что деревянные маслобойки появились в VI веке н.э. Во время сбивания сливок мембраны, окружающие молочный жир, распадаются и превращаются в кусочки масла. Постепенно мелкие кусочки соединяются в большие. Чем дольше масло сбивают, тем плотнее оно становится. В ступе останется большой кусок масла и оставшаяся жидкость без жира. Полученное масло промывали холодной водой.

 

Другое название этого предмета – пахталка. Оно происходит от финского слова «пахта» – обезжиренные сливки из коровьего молока.

Оставшуюся после отделения масла жидкость – пахту употребляли в пищу, ставили на ней тесто, поили телят. В народной кухне сливочное масло использовалось в жидких блюдах, им сдабривали кашу, картофель, начинку для пирогов, смазывали блины.

 

Маслобойка была предметом особой гордости, потому что говорила о достатке в доме, о сытости.

01

Представить себе быт обычного гражданина СССР без такой привычной вещи, как граненый стакан, решительно невозможно. Он применялся для употребления чая дома и в поездах, соображения «на троих», меры сыпучих и жидких ингредиентов при описании рецептов приготовления пищи, с его помощью лепили пельмени и вареники.
А ещё граненый стакан был непременным атрибутом аппаратов газированной воды, столь популярных в СССР. Называли его в народе «малиновским» (хотя более правильно следовало эту тару именовать «Маленковской»), «гранчаком», «губастым» и «гильзой».
Точную дату появления стакана с гранями сейчас установить невозможно. Известно, что методом прессования подобные стаканы из стекла начали изготавливать в 20-е годы 19 века в Соединенных Штатах Америки. Но считается, что стеклянным граненым стаканам владел еще Петр Великий, который получил эту посуду в дар от стеклодува из Владимира Ефима Смолина. По легенде императору очень понравился подарок — он удобно сидел в руке, а если и падал со столика в каюте во время качки, то не разбивался. Тогда было решено производить стаканы для нужд флота.

01

02

В нашем музее размещено немало любопытных предметов, имеющих необычные истории. Многие из них овеяны многочисленными легендами и хранят память о своих бывших владельцах, так как многие из экспонатов являются дарами. Каждый экспонат достоин внимания и по-своему интересен.

Сегодня вашему вниманию мы представляем ткацкий станок.

Прядение и ткачество на Руси являлись обязательным женским занятием. Независимо от социального статуса, ткать, прясть, вязать и вышивать учили каждую девочку с раннего детства. Практически в каждом деревенском доме стоял ткацкий станок. Традиционно длинными осенними и зимними вечерами пряли, а ранней весной до начала полевых работ ткали.

Прозвище «не ткачиха» считалось самым обидным для девочки-подростка, ведь каждая должна была самостоятельно приготовить свое приданное-простыни, скатерти, покрывала, полотенца и другие элементы быта и домашнего декора. Во время великих праздников и особенных событий, когда в доме появлялось много людей, каждую комнату наряжали лучшими тканными работами: на окна вывешивались красивые занавески, стол покрывался лучшей скатертью, а стены украшались различные полотенца. Это говорило не только об умении хозяйки, но и свидетельствовало о достатке семьи. Поэтому каждая женщина, а тем более незамужняя девушка, стремились показать себя умелой мастерицей, старались выткать для таких случаев самые лучшие работы. Именно поэтому, семейное мастерство бережно сохранялось, улучшалось и передавалось из поколения в поколение.

Наши прабабушки ткали своей семье полотно, коврики. Ткацкие станки существуют до сих пор. Но используются они, обычно, в общественных исторических реконструкциях, где важно воспроизвести одежду того или иного периода.

Ручной ткацкий станок состоит из: основы, берд, навоя, педали, валика, переднего поперечного бруса, челнока, ремизочных нитей, ремизки. Нити основы крепятся на ремизках в соответствующем порядке в зависимости от требуемого вида переплетения. При нажатии педали нити основы раздвигаются, образуя зазор(зев), сквозь который пропускается с нитями утка. При нажатии другой педали нити основы раздвигаются в иной последовательности, образуя зев, через который снова пропускается челнок. Этот процесс повторяется много раз, в результате и получается полотно.

Ткацкий станок, изображенный на фото, хранится в нашем музее. В 1987 году был передан в дар семьёй Клипач Григория Владимировича. Является частью экспозиции "На новые земли".

Мы надеемся, что музейные предметы заживут новой жизнью и раскроют вам удивительные истории.

01

В нашем музее хранится старинный медный самовар и сегодня мы расскажем об истории создания этого всем известного и любимого предмета быта.
«Водогрейный сосуд для чая, большей частью медный, с трубой и жаровнею внутри» — так определял предназначение самовара Владимир Даль. Истинные ценители чая отмечают, что только с помощью самовара можно приготовить настоящий чайный напиток. Кипяток из самовара получается мягче и вкуснее, чем из чайника, а вода считается полезнее. Кроме того, вода закипает быстрее, а остывает медленнее. Сплошное удобство. Да и для здоровья безопасно: носик самовара находится выше уровня скопления тяжелой воды с осадком, и все примеси остаются на дне.
Для растопки самовара использовали дрова и щепки. Но самым привлекательным топливом всегда считались сосновые шишки: прогорают быстро, но придают чаю приятный, немного отдающий хвоей вкус и аромат.
Чаще всего на Руси чай из самовара пили в купеческих семьях и любили проводить за чаепитием по несколько часов в день. Вокруг самовара традиционно собиралась вся семья, и каждый выпивал по пять-шесть чашек этого ароматного напитка. Горячий чай разливали по чашкам, затем переливали в блюдца и шумно пили вприкуску с сахаром, ароматным пряником или кренделем.
Но, вопреки распространенному мнению, самовар изобрели не русские. Первая «чайная машина» (так называли самовар в Европе) попала в Россию из Голландии благодаря Петру I, любившему привозить из-за границы новинки. Через какое-то время на Руси появился свой, адаптированный аналог. Правда, название «самовар» за ним закрепилось позже.
Самовары дожили и до наших дней. В течение нескольких столетий самовар – центр праздничного застолья и незаменимый атрибут чаепития в лучших русских традициях, наполняя теплом и уютом домашний очаг и располагая к душевной беседе.

01

 6 июня 2024 года особый день – мы будем праздновать юбилей великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина.
Александр Пушкин – выдающийся поэт, прозаик и драматург, чье творчество оказало колоссальное влияние на мировую литературу, он является основоположником современного русского литературного языка и признан величайшим русским поэтом.
Пройдя по музейным залам, мы обнаружили удивительный экспонат. Вот какой портрет А.С. Пушкина (вышивка крестом) есть у нас в музее.
И если поэзия - это способ организации слов, то вышивка - это красивый способ организации стежков и нитей. Вышитые вручную изделия созданы с душой, они эксклюзивны и уникальны. Работа руками приносит умиротворение, позволяет отстраниться от мирской суеты и хлопот.
Дорогие друзья! В рамках празднования 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина и Года семьи в России приглашаем вас посетить экспозицию «Дом целинника», где вы ближе сможете рассмотреть музейный экспонат и посетить наш музей.

01

02

 

« Апрель 2025 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Режим работы

Пн — Пт с 8:30 до 18:00
Сб, Вс выходной
Обед с 12:30 до 14:00
Последняя пятница месяца - Санитарный день

Nezavisimaia ocenka kachestva

1

1

1

1

1

1

1

1

1

ok vk

Разработка и обслуживание сайтов «CоветникПРОФ» г.

Яндекс.Метрика